Публичный доклад МОУ: Каменская средняя общеобразовательная школа
Залесовского района Алтайского края 2010 г.
МОУ: Каменская средняя общеобразовательная школа находится в селе Кордон Залесовского района Алтайского края. Село расположено в северной части района и граничит с территориями Кемеровской и Новосибирской областей. Поселок находится на расстоянии 41 км от райцентра и 185 км от краевого центра. Рядом с селом (5 км) проходит автодорога «Алтай-Кузбасс». Численность населения на начало2010 года составила 734 человека, из них мужчин – 339, женщин – 335. Детей в возрасте до 18 лет 124 человека.
Населения в трудоспособном возрасте - 382 человека (мужчин – 213, женщин - 169), часть из которых занята в сферах: торговли, образования, культуры, здравоохранения, частных предприятиях. 40 человек состоит на учете в центре занятости.
В Кордоне в 1949 году была открыта начальная школа, которая в 1962 году реорганизована в восьмилетнюю, а в 1963 г. – в среднюю. В 2009 году ОУ подтвердило статус средней общеобразовательной школы, получив лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации с подтверждением данного статуса.
Приоритетные направления школы:
1. Повышение качества знаний и общей культуры учащихся.
2. Развитие творческих способностей учащихся
3. Рост профессионального уровня каждого педагога.
4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им
навыков здорового образа жизни.
В школе 11 классов-комплектов, в которых обучается 68 учащихся, из них в начальной школе – 25 человек, в основной – 34, в средней – 9. Мальчиков – 38, девочек - 30. Все дети, проживающие на территории микрорайона, охвачены обязательным общим образованием.
В школе обучаются дети из 55 семей, социальный статус которых разнообразен: неполных – 12, многодетных -8, опекунских – 4, имеющих детей-инвалидов – 3, семьи безработных граждан – 18
Управление школой осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законом «Об образовании», законом «Об образовании в Алтайском крае», «Типовым положением об ОУ», Уставом школы директором Мочешниковой С.М. и заместителем Мылтусовой Т.Л. Для всех должностей имеются должностные инструкции, права и обязанности участников образовательного процесса согласованы друг с другом.
Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются:
- Педагогический совет школы;
- Родительский комитет;
- Общее собрание трудового коллектива;
- Совет старшеклассников;
- Управляющий совет учреждения, который является высшим органом государственного общественного управления.
Непосредственное управление школой осуществляет директор, назначенный учредителем.
Деятельность всех органов самоуправления школой регламентируется локальными актами.
Директор ОУ – Мочешникова Светлана Михайловна, стаж педагогической работы 34 года, в должности директора школы 13 лет. Имеет высшую квалификационную категорию. Награждена грамотой администрации Алтайского края и почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Школа реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Сроки освоения образовательных программ:
o программа начального общего образования – 4 года,
o программа основного общего образования – 5 лет,
o программа среднего (полного) общего образования – 2 года.
Учебный план ОУ включает все обязательные образовательные области, установленные базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Алтайского края, обеспечивает единство федерального, регионального и школьного компонентов, сочетает запросы и потребности школьников и их родителей с возможностями, материальной базой школы, наличием кадров.
Количество недельных учебных часов, отводимое на каждую образовательную область, не меньше минимального значения. Общая максимальная недельная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой нормы.
В школе реализуется предпрофильная подготовка учащихся 9 классов через элективные курсы.
Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 учебных недели, во 2 – 11 классах – 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 дней, летом – не менее 8 недель. Кроме того, для учащихся первого класса в феврале установлены дополнительные недельные каникулы. Для облегчения процесса адаптации и сохранения здоровья в течение первого года обучения учебная нагрузка доводится до первоклассников постепенно (ступенчатый метод).
Расписание учебных занятий строго соответствует учебному плану. Количество уроков в день для первой ступени не превышает 5, второй и третьей ступени – не превышает 6. Учебные занятия начинаются с 9-00, продолжительность урока составляет в 1 классе 35 минут, в 2-11 классах – 45 минут. Продолжительность перемен полностью отвечает установленным требованиям санитарных правил и нормативов.
Педагогический коллектив школы состоит из 15 человек.
а) характеристика учителей по категориям
Высшее образование 9
Среднее специальное образование 6
Разряды: 7-11 (3)
Вторая категория (12 разряд) (3)
Первая категория (13 разряд) (5)
Высшая категория (14 разряд) (3)
.......................... (15 разряд) (1)
Награждены грамотами:
· Министерства образования РФ (4)
· Краевого комитета по образованию (5)
в) стаж работы учителей:
1. до 3х лет - 3
2. 3-5 лет -
3. 5-10 лет - 2
4. 10-15 лет - 1
5. 15-20 лет - 2
6. более 20 лет - 1
7. более 30 лет - 6
В составе педагогического коллектива 8 человек (67 пр.) – выпускники нашей школы.
Педагоги постоянно занимаются самообразованием. За последние три года курсы повышения квалификации прошли 8 человек (53 пр.), 3 человека не прошли курсовую переподготовку, так как являются молодыми специалистами.
В школе работают следующие методические объединения (микрогруппы) учителей: естественно-математического цикла, начальных классов, гуманитарного цикла, естественно-научного цикла и классных руководителей. Учителя-предметники регулярно принимают участие в работе районных методических объединений.
Средняя недельная учебная нагрузка составляет 19 часов.
В этом учебном году подтвердили свой профессиональный уровень: Толстухина Н.В., учитель русского языка и литературы (высшая квалификационная категория), Казаринова Л.И., учитель начальных классов (высшая квалификационная категория), Мочешникова С.М., директор школы (высшая квалификационная категория), обобщили опыт своей работы за последние 5 лет.
В течение 2009-2010 года значительно укрепилась материально-техническая база ОУ: куплен 1 компьютер, маркерные доски, обновлена школьная мебель, в школьную столовую получено новое технологическое оборудование, отремонтирована крыша над пищеблоком.
Финансирование учебно-воспитательного процесса осуществляется комитетом по образованию за счет бюджета. Благодаря спонсорской помощи ежегодно в здании школы производится косметический ремонт, ремонтируется изгородь, фундамент, туалет, тротуары, пол.
Государственные программы по общеобразовательным предметам в ОУ выполнены за исключением иностранного языка (английский) по причине отсутствия учителя.
По итогам года из 63 аттестованных ребят шестеро окончили год на «отлично», 19 – на «хорошо» и «отлично».
Качество знаний как и в прошлом учебном году составляет 40%.
Учебный год окончен без неуспевающих, ученица 2 класса, Колесникова В., переведена по решению ПМПК на обучение по коррекционной программе 7 вида.
Учащиеся 9 класса закончили учебный год с качеством знаний 25%, что подтвердилось итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса проведена в установленные сроки и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней образования. В государственной (итоговой) аттестации участвовали 8 выпускников 9 класса. Обязательные экзамены, алгебру и русский язык, учащиеся 9 класса сдавали по материалам Рособрнадзора с участием территориальных экзаменационных комиссий (ТЭК), предметы по выбору – по экзаменационным билетам.
Учащиеся 11 класса закончили учебный год с качеством знаний 60%. Государственная итоговая аттестация выпускников 11 класса проведена в установленные сроки и в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней образования. В государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ участвовало 4 выпускника 11 класса, которые успешно ее прошли, набрав баллы не ниже установленного порога по обязательным предметам (русскому языку и математике).
Активизировалась работа педагогов по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность. Ученица 11 класса, Аверьянова Наташа, заняла 2 место в районной научно-практической конференции (тема: «За чашкой чая», руководитель Полецкая С.С..). Она же заняла 1 место в районном конкурсе, посвященном 85летию образования представительного органа Залесовского района по теме «Возвращаясь к истокам», руководитель Толстухина Н.В.).
Ученица нашей школы Половникова Татьяна заняла второе место в районном конкурсе вокалистов «Пою мое Отечество».
15 учащихся приняли участие во всероссийской игре «Русский Медвежонок». 6 учащихся начальной школы под руководством Житиной Т.В. стали участниками краевого заочного экологического марафона «Лес – бесценный дар природы». Ежегодно воспитанники Житиной Т.В. принимают участие в конкурсе «Специалистов проекта ЭМУ». Учащиеся 11 класса, Синицких Д. и Аверьянова Н., приняли участие в краевом фестивале-конкурсе «Информационно-коммуникативные технологии в образовании - 2009». Житин С., ученик 6 класса, принял участие в краевом конкурсе сочинений «Мой любимый учитель».
Традиционно в школе прошла научно-практическая конференция «День науки», участниками которой стали 9 учащихся из 5 – 11 классов. Ребятами были представлены рефераты по различным предметам: литература, информатика, биология, краеведение, обществознание.
Увеличилось количество часов кружковой работы за счёт сотрудничества с районным Детским домом творчества. На районные конкурсы декоративно-прикладного искусства «Рождественская звезда», «Зеленый вернисаж», «Калейдоскоп природы», «Сибириада», конкурс, посвященный 65летию победы в ВОВ были предоставлены работы учащихся школьных кружков. Все участники получили сертификаты, а руководители (Аверьянова Л.М., Казаринова Л.И.) – почетные грамоты.
В рамках года Учителя:
ü Собрана информация об учительских династиях (Поздняковы);
ü Предоставлен материал для создания районной галереи почета;
ü Приняли участие в конкурсе творческих работ «Мой любимый учитель»;
ü Прошли педагогические чтения, посвященные 100летию со дня рождения С.П. Титова: учителя приняли участие в работе круглого стола по теме «Роль личности учителя в воспитании современного поколения».
ü Для учащихся с целью знакомства с личностью С.П. Титова, формирования чувств гражданственности и уважения к культуре своего края и народа проведены следующие мероприятия:
начальная школа – заочная экскурсия по родным местам С.П. Титова;
основная школа–урок-презентация «Алтайский учитель – подвижник С.П. Титов»
старшие классы – урок-диспут «Личность С.П. Титова – пример для подражания»
Воспитательная работа школы направлена на развитие личности ребенка, ее самореализации в социуме, воспитание качеств человека на основе уважения общечеловеческих ценностей. Воспитание обучающихся реализуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, правовое и гражданско-патриотическое, профессионально-трудовое, художественно-эстетическое, экологическое, воспитание культуры здоровья, семейное.
В школе сложилась система внеурочной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким как: «Прощай, начальная школа», «Осенний бал», новогодние праздники, предметные недели, тематические месячники. Также ОУ совместно с СДК и сельской библиотекой проводят мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного процесса: «День защиты детей», «День пожилого человека», «Чествование работников лесного хозяйства», спортивные соревнования между учащимися и сельской молодежью.
На протяжении многих лет в школе работают кружки художественно-эстетического цикла, которые ведут опытные педагоги: «Рукодельница» (для учащихся среднего и старшего звена), «Очумелые ручки» (для учащихся начального и среднего звена), «Веселая мастерская» (для учащихся начальных классов). Изделия и работы кружковцев экспонируются на районных и краевых выставках и занимают призовые места. Кроме этого работает спортивная секция для учащихся среднего и старшего звеньев. Кружковой работой охвачено на I ступени – 56%, на II ступени – 62%, на III ступени – 88%. Дополнительные платные образовательные услуги в ОУ не реализуются.
В школе разработан и выполняется план спортивно-массовых и оздоровительно-профилактических мероприятий. С целью воспитания здорового образа жизни в школе проводятся систематически Дни здоровья, игры: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Зарница», соревнования: лыжные гонки, пионербол, волейбол, баскетбол, тематические месячники, беседы: «В здоровом теле – здоровый дух», «Твой режим дня», «Алкоголь, курение, наркотики и их влияние на организм», «Заповеди здорового питания», «Твое отношение к наркотикам».
Целенаправленная работа ведется по профилактике правонарушений среди подростков: беседы, лекции, встречи с работниками ОВД, КДН, ПДН и ГИБДД, приглашение родителей, которые недостаточно занимаются воспитанием своих детей, на общешкольный родительский комитет, административную комиссию, КДН. Ведется контроль за посещаемостью занятий, организуется посещение семей. Проводимая работа фиксируется, делаются выводы и рекомендации по работе с детьми. В этом учебном году на учете в КДН за совершение кражи стоит 2 человека (ученица 10 класса Санькова Н., Громова Н - 9 класс).
Немалый вклад в воспитание учащихся вносят предметные недели, которые не только способствуют развитию интереса к учебным предметам и выявляют знатоков по различным дисциплинам, но и развивают интеллектуальные способности, воспитывают нравственные качества.
Методическая работа по воспитанию осуществлялась через методическое объединение классных руководителей, на заседаниях которого обсуждались вопросы планирования, новые формы работы в тесном контакте с родителями в ходе воспитательного процесса. Работа с родителями велась через педагогический лекторий на общешкольных и классных родительских собраниях. Регулярно проводились заседания Управляющего совета, работали классные и общешкольный родительские комитеты, на заседаниях которых решались вопросы воспитания детей, соблюдения режима для учащихся, проведение праздников, оказание спонсорской помощи.
В школе организовано питание для учащихся. В столовой, на 40 посадочных мест, имеется необходимое количество посуды для обеспечения обедами всех школьников. Горячим питанием было охвачено более 50% учащихся, остальные получали бесплатные булочку с чаем. В меню ребят были первые и вторые блюда, выпечка и напитки. Средняя стоимость обеда 15 рублей. Удешевление осуществлялось за счёт овощей, выращенных учащимися на пришкольном участке.
В летний период ежегодно на базе ОУ функционирует лагерь с дневным пребыванием, где отдыхают от 20 до 35 детей. Учащиеся 5-8,10 классов трудятся на школьном огороде, принимают участие в ремонте школы, а так же занимаются сбором лекарственных трав, папоротника, грибов, ягод и др. Дети из малообеспеченных семей трудоустраиваются через службу занятости.
В целях обеспечения и усиления контроля за безопасностью жизнедеятельности в ОУ организована служба в составе: заместителя директора по УВР, завхоза школы, учителя ОБЖ, силами техперсонала организован пропускной режим. Ведется журнал регистрации посещения школы посторонними лицами.
Последние два года осуществляется тесная связь школы в основном с профессиональными училищами, колледжами и техникумами с целью расширения представления о других учебных заведениях и дальнейшего обучения в них выпускников нашей школы.
Уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования, поиском новых форм организации образовательного процесса и внедрением информационно компьютерных технологий.
В этом учебном году педагогический коллектив с поставленными задачами в основном справился. Есть много плюсов, но есть и немало проблем: недостаточен образовательный уровень педагогов (учителя, ведущие химию, физику, биологию, географию имеют среднее специальное образование), не ведётся музыка, иностранный язык, не уменьшается число курящих подростков, но уменьшается количество обучающихся в школе.
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса, причин негативных явлений и нерешенных проблем дает основание выделить следующие первоочередные задачи:
1. Повышение качества знаний и общей культуры учащихся;
2. Обеспечение уровня квалификации педагогических работников;
3. Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепления здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни;
4. Повышение эффективности использования медиаресурсов и компьютера в учебном процессе;
5. Участие педагогов в конкурсах различных уровней.
Директор школы
С.М. Мочешникова