Четверг, 2017-10-19, 1:52 PM
Залесово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 469

Статистика

Форма входа

Главная » 2012 » Февраль » 20 » История Залесовского района
9:39 PM
История Залесовского района

История Залесовского района

по 04.08.1920 Томская губерния Барнаульский уезд Залесовская волость
c 04.08.1920 по 13.04.1921 Алтайская губерния Барнаульский уезд Залесовская волость
c 13.04.1921 по 12.09.1924 Новониколаевская губерния Черепановский уезд Залесовская волость
c 12.09.1924 по 09.12.1925 Новониколаевская губерния Черепановский уезд Залесовский район
c 09.12.1925 по 10.08.1930 Сибирский край Барнаульский округ Залесовский район
c 10.08.1930 по 28.09.1937 ЗападноСибирский край Залесовский район

В отличие от соседнего Тальменского района с изначальным влиянием в нем поморского согласия, в Залесовском районе значительное распространение получили различные направления так называемой беглопоповщины.

В феврале 1776 г. Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства, выполняя Указ Сената от 19.01.1765 г., составила именную роспись крестьян, записавшихся в раскол по заводскому ведомству. По Белоярской (Чумышской) слободе в роспись попали зафиксированные в ней деревни с проживавшими в них старообрядцами: Зырянова, Наумова, Макарова, Шмакова, Маношкина, Сорокина, Глушинская, Красилова, Залесова (ЦХАФ АК, Ф. 26, Оп. 1, Д. 780). Через некоторое время этот список будет существенно дополнен. В качестве старообрядческих будут записаны такие деревни как Инюшева, Овчинникова, Копылова, Филиппова, Ворониха.

В 1826 г. было дано разрешение Томского губернского правления исполнять все требы старообрядческому священнику Ивану Михайлову (перешедший в староверие иерей Иоанн (Грузинский), временно проживавшему в Томске.

В 1828 г. старообрядцы показывали, что к ним приезжает свой священник, и по приезде «делает свою опись, и имеет свои розписи, равно и ругу получает». Вскоре отца Иоанна по многочисленным доносам попытаются отдать под суд и лишить сана.Большое судебное расследование произведут и над одним из активнейших его помощников – крестьянином д. Хмелевке Чумышской волости Тимофеем Максимовым. Признания, сделанные им в присутствии белоярского земского управителя, выявили любопытные подробности организации старообрядчества, его связь с европейскими центрами. Тимофей объявил, что благословение на исполнение практически всех «мирских» треб, за исключением венчания и литургии, он получил от тайного старообрядческого священника. Это Максимов подтвердил и каким-то документом, выданном ему еще в августе 1812 г. Кроме того, Максимов мог исповедывать и причащать больных, запасные дары он регулярно получал из Никольского (на Иргизе) монастыря. Дело было заслушано в Тобольской консистории.

Вскоре, около 1838 г., Тимофей явится одним их организаторов перехода в старообрядчество священника Василия Артамонова.Чашу терпения властей переполнило решение Максимова подать прошение о разрешении строительства в д. Хмелевской старообрядческой церкви, и чтобы в ней служил как Артамонов, так и «…попы с Иргизских монастырей». Максимова посадят в тюрьму, выйдя из которой он дает подписку о присоединении к единоверию – скорее всего, формально.Логическим завершением беглопоповских инициатив стало признание авторитета священства Белокриницкой иерархии.Многолетнее следствие в связи с распространением старообрядчества в Барнаульском округе, преимущественно по Чумышской волости, производилось в 1860-е годы.Существенный толчок следствие получило в начале 1867 г., когда в одной из таежных деревень Кузнецкого округа арестовали первого сибирского старообрядческого епископа Савватия.Донос причта с. Вагановского в Томскую духовную консисторию, что на одной из заимок у крестьянина-старообрядца Боровлянской волости Л.Волкова 25 января прошло богослужение, на котором «по раскольническому обрядц» повенчали дочь самого Волкова Марью и крестьянина Вагановского прихода А.Макшеева. Л.Волков 29 января привез в с. Вагановское неких «неизвестных людей». В доме крестьянина Якова Кайгародова обнаружили двоих из них – епископа Савватия и помогавшего ему Архипа Борисова. Задержанных препроводили к Кузнецкому земскому исправнику. Началось следствие.

Вскоре станет известно о ряде поездок на Алтай епископа Савватия, в т.ч. в причумышские села, о рукоположенных им священниках. Окончательный приговор ему вынесут в 1871 г.

В феврале 1867 г. причт с. Озерно-Титовского задержит рукоположенного в священники крестьянина Чумышской волости в д. Миронской Ивана Борисова, который приехал в село к одному из крестьян «для отпетия младенца». С ним же находился и диакон, крестьянин д. Ново-Глушинской Николай Чернов (оба рукоположены епископом Савватием).Для ареста Борисова и Чернова священник выслал сельского старосту и десятника. Борисова в течение недели продержали в с. Кытманово, а 15 октября допросил чиновник особых поручений Главного управления Западной Сибири Буторин. Борисов был заключен в Барнаульскую тюрьму. Видимо, на какой-то срок заключили в тюрьму Н.Чернова и задержанного «попечителя» старообрядческих обществ крестьянина д, Новодрачениной М.Рубцова.Как выяснится, ставленником Савватия являлись и крестьяне д. Пещерки Николай и Гаврила Печеркины, д. Копыловой К. Алексеев, д. Листвянки Киприан Волков. Волкову вместе с М.Рубцовым ставилась в вину их поездка в Санкт-Петербург в 1866 г. и 1867 г. с подачей прошения «…чтоб дозволено было им и единомышленникам их отправлять раскольнические обряды» (ГАТО, Ф. 170, Оп. 2, Д. 131, Л. 273).

К прошению прилагался именной список старообрядцев (в него вошло более 1670 человек). Список был составлен известным наставником Потапом Шмаковым. Родился и вырос Потап в деревне Шмаковой. К моменту допроса он жила на одной из заимок неподалеку от д. Борисовой своим домом. Шмаков признал за собой ряд совершенных им «сводных» браков, крещений. Благословение им было получено еще при о. Иоанне Михайлове (Грузинском). В самом начале 1860-х гг. Шмаков, узнав о рукоположении первым российским архиепископом Антонием одного из крестьян Алтайской волости – Симеона (Константина) Долгова, предпринял туда ряд поездок. Убедившись в законности его рукоположения и точности соблюдения обрядов, он убедил перейти на какое-то время в «заведывание» о. Симеона и доверенное ему общество. Приезжавший несколько раз на Чумыш Долгов служил в специально приготовленной для него походной церкви, как на заимке у Потапа, так и в д. Инюшевой (она долгое время играла роль одного из центров, где проводились собрания по вопросам старообрядческого бытия). Шмаков агитировал в д. Воронской, Захаровой, Журавлихе, Шатуновой.

Старообрядческие общины, зарегистрированные после 1906 года, на территории нынешнего Залесовского района Алтайского края  (из статьи: Н.А.Старухин. Из истории старообрядчества и старообрядческих согласий Залесовского района.// Залесовское Причумышье: Очерки истории и культуры. Барнаул, 2004 г.)



Просмотров: 1273 | Добавил: salesowo | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz