Фронтовик Пётр Пименов из села Советского вернул из небытия имена многих земляков, погибших на войне
В феврале Александр Карлин вручал
краевую премию имени Степана Титова (это один из пионеров народного
просвещения на Алтае). Первыми лауреатами стали сельские учителя,
посвятившие свою жизнь делу просвещения. Среди них - почётный гражданин
Советского района, ветеран Великой Отечественной войны, педагог,
общественный деятель, хранитель районного музея Петр Пименов.
Таких, как он, осталось уже
немного: воевал в Великую Отечественную войну, после преподавал,
работал заведующим районо и до сих пор продолжает активно трудиться -
хранителем музея. Этот музей, как и ещё один, в селе Залесово, создан
им «с нуля». Я побывала в музее села Советское, поговорила с его
хранителем.
- Пётр Артемьевич, как появился музей в Советском?
- Начал его создавать в 1984 году, за год до того, как ушёл на
пенсию. Хотя, если честно, то вовсе не собирался этим заниматься: хотел
после пенсии пчёл держать. Однако заместитель главы района меня
уговорил. Я согласился.
Краевед по призванию, Пётр Артемьевич сделал для истории Советского
района очень много: сложно поверить, что это работа одного человека.
Многим сельчанам вернул доброе имя: нашёл документы о реабилитации
осуждённых или просто пролил свет на судьбу. Со слезами на глазах я
читала материал в газете о семье, в которой шесть (!) сыновей ушли на
фронт, и ни один не вернулся живым. Один из братьев попал под суд, и
семья долгие годы подвергалась по этому поводу осуждению со стороны
односельчан. Уже в наши дни Петру Артемьевичу удалось найти документы,
полностью реабилитировавшие парня. Всего чуть-чуть не дожила его мама
до этой вести. И таких историй - множество.
"До создания Советского района, - рассказывает Пётр Артемьевич, - часть
населения входила в Алтайский район, часть в Смоленский, часть в
Сростинский. В 1930-1935 годах в районах газеты уже были, считалось за
честь иметь свою районку. Благодаря этим сведениям на столькие
жизненные судьбы свет пролился! Вот так потянешь за ниточку, и пойдёт,
и пойдёт... Потом занялся списком тех, кто погиб на войне. Нашёл более
1000 фамилий, которых раньше в списках не было. О тех фронтовиках,
которые с войны вернулись, все знают. А если он пришёл по ранению 1
апреля 44-го года, а 14 апреля уже похоронен? О таких, как правило,
никто ничего...".
В книге памяти три главы. Никто из тех, кто помог делу Победы, здесь не
забыт. "Я в 1943 году призван был, - рассказывает Пётр Артемьевич, - и
я знаю, как тяжело было на фронте и как тяжело было здесь. Если бы не
ребятишки и не женщины - чёрта с два бы мы там победили! Кто нас
одевал, кто нам оружие готовил, патроны? Женщины тыла! Почему о них ни
слова? Я внёс предложение, глава администрации и военкомат меня
поддержали. Вышла книжка "Они сражались за Родину. Они ковали победу в
тылу. Трудармейцы". Всех там назвал. Пропустить мог лишь 1-2 процента.
Но все равно потом получал претензии от некоторых людей. Приходят,
говорят: "А почему моего родителя не записали?". Я отвечаю: "А откуда я
знаю? Я же писал в каждом номере районки: готовится книга, позвоните,
проверьте, есть ли ваши родные в списках!" - "А мы думали, вы
знаете...". То есть у людей такой подход: я палец о палец не ударю,
пусть за меня все сделают, принесут на блюдечке...».
- Петр Артемьевич, а как в годы войны трудились дети?
- В возрасте 7-8 лет все колхозники работали, по решению
постановления ЦК КПСС для детей 10-12 лет был установлен обязательный
минимум: выработать за лето 50 трудодней. Старше 12 лет - уже 100
трудодней. Если семья не выполнит необходимое количество трудодней, у
неё отрежут огород. Тогда же каждая семья должна была сдать: 400 литров
молока, 2 центнера картошки, 32 кг мяса, 100 яиц, шкуру поросёнка...
Должность редактора районной газеты Пётр Артемьевич занимал всего
несколько месяцев. Однако когда речь зашла о биографии, именно этот
период жизни вспомнился первым, с удовольствием и даже гордостью, хотя
и с уточнением: "Это сейчас смех, а тогда слёзы были".
- Вот, смотри, - на стол ложится
газетная вырезка с женской фотографией, - она была ответсекретарём, а я
редактором в районной газете. Погорели мы с ней, букву "р" пропустили в
слове "Сталинград". Ошибку сразу заметили, дали почте указание не
разносить газету. Хотели тираж сжечь и подменить, но весть о нашей
ошибке уже ушла «наверх», и нас с ней вызвали в крайком партии. 10 лет
нам грозило, или к стенке. Спасибо, Лебедев, секретарь крайкома (он был
редактором газеты "Правда"), не любил садить. Отматерить мог запросто,
тут же на бюро, а садить - нет. В итоге нас просто сняли с работы. Как
вышли мы тогда из здания, моя коллега на крылечке села, как дала рёву!
У неё остался дома ребёнок, 2 года. Она уехала, заранее зная, что могла
и не вернуться. А я ехал, как мне было? Жена пятым ребёнком беременна.
Если меня посадят, что ей?
На работе меня ещё месяц держали, чтобы не портить биографию. А газета
не выходила, пока нового редактора не нашли. В итоге меня не сняли, а
перевели, а это значит - всё, порядок!
- Пётр Артемьевич, каково было работать журналистом в то время, какие существовали принципы?
- Хочу сказать: тогда мало платили гонораров. Зато существовал
закон - если берёшься писать, то чтоб комар носа не подточил! Если
говоришь, что человек вор, значит, должны быть доказательства, что вор.
Или из прокуратуры документы, или из финансовых организаций. Другое
дело - как товар подать. На краевом семинаре в 1952 году нас учили, как
писать в газете, чтобы не отступать от истины, и в то же время факт
использовать так, как тебе нужно. Но сами сведения должны быть
неоспоримы! Сплетнями пользовались кто-то, не буду говорить кто, но не
журналистика. У нас и актив был разный: у секретаря района один, у
начальника НКВД другой, у редактора третий.
Закончу этот материал словами,
сказанными Петром Артемьевичем в одной из его публикаций. Думаю, они
наиболее точно отразят характер и жизненные ценности:
"Я не раз бывал в покинутых деревнях, заходил в разорённые дома, и,
скажем по правде, ощущения во мне такие же были, если не трагичнее, чем
после боя по освобождению Будапешта, когда из-за трупов и военной
техники, разбитой и брошенной, не было видно земли - она была вся
завалена... В домах этих уже побывали городские мародеры, охотники за
старыми книгами, иконами и экзотическими изделиями деревенских
умельцев. Ещё и ещё раз поразился тому, как много должен уметь
крестьянин: срубить, утеплить, украсить жилище, обеспечить себя
орудиями труда, уметь обходиться со скотиной и тяглом, знать причуды
погоды, быть хорошим воспитателем, борцом и творцом. Всё это стоит
того, чтобы остаться в памяти, в нашей истории. Наш долг - беречь свою
историю". Материал взят с сайта газеты "Бийский рабочий" http://www.biwork.ru
|