МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Аверьянова Екатерина Фёдоровна, учитель начальных классов МОУ Залесовская средняя общеобразовательная школа Алтайский край, с. Залесово Учитель
Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, Чтобы помнили люди тебя. В. Тушнова Меня часто спрашивают, почему же я выбрала профессию учителя, этот нелегкий жизненный путь? Многим людям, не знающим тонкости учительского дела, трудно понять, что при общении с детьми учитель получает необычное чувство всесильности, ведь сделать человека Человеком непросто. При общении с учениками важно быть не только наставником, но и другом, которому они доверяют свои мысли, тайны, секреты. Только в том случае, если учитель помнит свое детство, свою пору взросления, он сможет найти со своими учениками общий язык. Те взрослые, которые забыли себя маленькими и то, как они в детстве волновались, сомневались, терялись перед неожиданным поворотом обстоятельств, не смогут ни понять, ни помочь обращающимся к ним за помощью человечкам. Да, пожалуй, и человечки эти, всегда очень тонко чувствующие истинную суть взрослого, не попросят у них помощи. Думаю, что почти все зависит от учителя. В учителе ученику должно быть все интересно, начиная с его внешнего вида и заканчивая тем, что «несет» учитель с собой на урок. Приходя в школу, малыш имеет определенный жизненный багаж и огромное желание пополнить его. Задача же любого учителя - поделиться знаниями, поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я! Будь лучше меня!» Поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную личность, способную вести за собой. А чтобы соответствовать этому, необходимо много и постоянно работать над собой. Традиционно считается, что в школе «дают» знания, а ученики их «получают». И мало кто задумывается, что в основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика - потребителя с установкой: все должны ему «давать» (учителя, школа), а его задача - только «брать». По-другому строится принцип работы при личностно ориентированном обучении, которое направлено на воспитание личности. Я отдаю предпочтение именно личностно ориентированному обучению, обеспечивающему развитие прежде всего всех тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизни, занять в ней активную, ответственную позицию. Идея личностно ориентированного обучения не является новой. Ещё Ж.Ж. Руссо утверждал: "У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей". Но именно сегодня пришло время такому образованию. Основное правило моей работы - дать каждому ученику возможность реализовать свои способности, а для этого необходимо: • создать комфортные условия для каждого ребенка • сформировать ситуацию успеха. Переживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, ведь в признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает и то, чего он стоит как человек. Я использую в своей работе разнообразные приемы создания атмосферы доброжелательности и ситуации успеха. Считаю, что большую роль играет и момент оценивания деятельности ребенка. При оценивании необходимо: • Воспринимать ребенка как ценность, как носителя особенного внутреннего мира • Признавать неприкосновенность и исключительность личности • При наличии отрицательных результатов непременно находить успехи в чем-либо и уметь показать их и всему классу, и ученику в том числе. Говоря о личностно ориентированном обучении, нельзя не затронуть проблему дифференцированного обучения как учета индивидуальности школьников, имеющих разный темп продвижения и различный уровень развития. Личностно ориентированное обучение связано с удовлетворением потребностей ребенка в различных видах деятельности, интересных ему. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. Каждый учитель имеет в своем опыте ряд игр, которые он широко использует на уроках. В своей работе я максимально использую учебно-игровую деятельность. Учу детей самоконтролю, взаимопомощи, самооценке. Свою работу стараюсь строить таким образом, чтобы развивались память, мышление, внимание; учу рассуждать, стимулирую поисковую активность малышей. Я учу ребят, как когда-то учили меня. Мне в свое время повезло с учителями: и в школьные, и в студенческие годы. Меня учили умные, интересные, творческие педагоги. С тех пор к своей работе стараюсь подходить творчески. Это передается и моим ученикам. Считаю, что каждому учителю необходимо поощрять в детях стремление к новому. С детьми мы часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, ребята делятся своими впечатлениями, мыслями, каждый делится своей радостью, сомнениями. Мир постоянно меняется… Моя задача - помочь детям идти в ногу со временем, ориентироваться в современных условиях, помочь ощутить свою значимость, найти свое место в жизни. Привлечь внимание детей ко всему, что их окружает: к цветку, дереву, земле, на которой живем… Научить с детства видеть и чувствовать этот мир. Работа учителя - это и проблемы, и ошибки, и находки, и постоянный поиск… Мы, взрослые, думаем, что только мы учим детей. Я считаю, что и дети учат нас, взрослых: где-то доброте, где-то искренности и простоте, вере в хорошее будущее. Поэтому нам необходимо прислушиваться к ним. Убеждена, что профессия учителя - одна из важнейших в стране. А каждому учителю необходимо продумать и прочувствовать до конца свое великое предназначение. Учитель не только ликвидирует безграмотность - главное, он воспитывает душу. Каждый ребенок талантлив по-своему: кто-то интересуется музыкой, кто-то любит математику, а кто-то рисование. Пробудить интерес ребенка к учебе, к знаниям, воспитать волю и характер, научить чувствовать прекрасное, быть стойким - это главное, что может и должен развивать в детях учитель. Каждая крупинка знаний подтолкнет учащихся к освоению нового. Об этом всегда должен помнить учитель. Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно, во-первых, признать право ребенка на самоценность, индивидуальность; во-вторых, поощрять его стремление самостоятельно добывать знания и, наконец, создать условия для разнообразной и интересной для него деятельности. После знакомства с современной педагогической литературой я представляю себе современного учителя человеком высокой культуры, профессионалом, знатоком детской души. Представляю и стараюсь соответствовать этому, а это значит, постоянно нахожусь в творческом поиске и от этого получаю большое удовлетворение. С тех пор как я впервые переступила порог родной школы в роли учителя, прошло 6 лет. Оглядываясь на них, я с трепетным волнением могу сказать, что детский мир стал частью моей жизни, что я могу помочь моим ученикам разглядеть то прекрасное, что окружает их в часто нерадостном, злом, уродливом мире, ведь только способность видеть красоту дарует моим воспитанникам веру в себя и в справедливость, тот необходимый заряд оптимизма, который будет спутником их в нелегком жизненном пути. …Жизнь идет, и школа жива вопреки всему. И будет жить до тех пор, пока существует человек. И мы вновь, ежегодно, 1 сентября, будем вставать у школьной доски, и вновь десятки полных любопытства глаз устремятся на нас. Доверчиво и беззащитно Глядят они. И ты в кругу Тех синих, карих глаз, учитель, Как на нескошенном лугу… Хочется верить, что целые охапки таких «цветов» будут украшать наши сельские школы.
Автор аверьянова екатерина федоровна Место работы: МОУ Залесовская средняя общеобразовательная школа №1 Должность: учитель начальных классов
http://pedsovet.org
|