Понедельник, 2017-10-23, 3:40 AM
Залесово
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Викула Фёдорович Балыкин - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Знаменитые земляки » Художники » Викула Фёдорович Балыкин (иконописец)
Викула Фёдорович Балыкин
salesowoДата: Пятница, 2007-01-05, 5:16 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1351
Репутация: 1
Статус: Offline
Викула Фёдорович Балыкин (1860 — после 1932) — известный алтайский иконописец. Родился в селе Залесово Алтайского края в 1860 году. По вере был старообрядцем, однако, строго канонов не придерживался. Это выразилось и в манере иконописи. Лики святых, изображённые на иконах, необычайно одухотворены, благодаря чему создается их психологический портрет.

Творчество

Самая большая и цельная коллекция икон в Государственном художественном музее Алтайского края представляет творчество старообрядческого иконописца из села Залесово В. Ф. Балыкина. Живший достаточно изолированно от близкой ему по духу религиозно-художественной среды, он, тем не менее, проявлял незаурядную духовную чуткость в вопросах иконописания. Ему чужды откровенные проявления крестьянского художественного мышления («краснушки», «чернушки», одежды с цветочками и кружочками, как на иконах его ближайшего соседа и ровесника замечательного сузунского мастера И. В. Крестьянникова).

В наследии Балыкина чётко прослеживаются две разноуровневые группы икон. Одна из них максимально приближена к строгому каноническому письму и выполнялась по заказам окрестных жителей и старообрядческих общин. Другая — сугубо рыночная продукция, отмеченная всеми качествами расхожей иконы — упрощённым приблизительным рисунком, огрубленными приемами написания личного.

В целом для икон Балыкина характерны: охристый левкас, грубовато обработанная оборотная сторона доски, только тыльные шпонки, отсутствие ковчега, на месте лузги — от одной до трех линий цветной отводки, иногда четкая графья заменяет ассист и пробела, опись тонкими белильными и черными линиями лика, волос и одежд святых, насыщенные красные, синие, контрастные белые и черные сочетания цветов.

Собрание сибирской иконы в Государственном художественном музее Алтайского края не является завершённым. В последние годы открылось творчество еще нескольких мастеров, ранее известных либо по архивным материалам, либо из устных источников.

smile


Залесово - село за лесом .
 
altaiДата: Пятница, 2007-04-06, 6:54 PM | Сообщение # 2
Залесовец
Группа: Проверенные
Сообщений: 5
Репутация: 1
Статус: Offline

Икона Казанской Божьей матери. Автор Викола Балыкин. Он родился в селе Залесово Алтайского края в 1860 году. По вере был старообрядцем, однако, строго канонов не придерживался. Это выразилось и в манере иконописи. Лики святых, изображенные на иконах, необычайно одухотворены, благодаря чему создается их психологический портрет.

Oснову раздела иконописи составляют произведения из фондов Государственного художественного музея Алтайского края. Коллекция собиралась в течение 40 лет, и лишь с конца 1980-х годов началось ее интенсивное изучение, систематизация и атрибуция, а в последние годы – и реставрация.

В настоящий Каталог включена 51 икона с точной и предположительной атрибуцией. Состав икон отражает основные периоды иконотворчества на Алтае, некоторые его центры и творчество отдельных мастеров. Приведены также образцы высокотехничных привозных икон, бытовавших в старообрядческой среде (из собрания ГХМАК и Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки).

Главной особенностью, сыгравшей определяющую роль в формировании духовной культуры Алтая, было позднее заселение его русскими1>>>, когда они уже успели расколоться на старо- и новообрядцев. Это породило неблагоприятный для условия возникновения алтайского иконописания фактор: на Алтае не укоренились традиции древнерусской культуры. Ее носители – старообрядцы («раскольники») в XVIII–XIX веках пребывали в крайне тяжелых условиях выживания и строжайшей духовной и социально-экономической регламентации со стороны светской и духовной власти.

Архивные документы XVIII–первой половины XIX веков свидетельствуют об отсутствии иконописцев на местах, поэтому заказы официальной церкви на иконописные работы заключались, в основном, с мастерами Тобольска, Красноярска, Томска, Москвы и даже Риги. Характерной особенностью развития иконописания на Алтае в этот период было обращение к услугам местных горных мастеров, получавших художественное образование. Так, в 1787 году начальник Колывано-Воскресенских заводов Г.С. Качка просил разрешения тобольского епископа Варлаама «употребить унтершихтмейстера Павла Бобровникова написанию образов»2>>> для иконостаса походной церкви Локтевского завода. Очевидно, что стилистически эти иконы не выходили из рамок «живописного художества», которому, по словам Качки, 4 года обучался Бобровников и которое отвечало вкусам не только тобольской епархии, но самого горного начальника, имевшего голландское происхождение. К бобровниковскому времени (конец XVIII века) можно отнести овальную иконку Евангелиста Матфея (Каталог №1).

Те новообрядческие иконы XIX–начала ХХ веков, выполненные в традициях академической живописи, которые на основании семейных преданий и истории бытования можно было бы отнести к местным, в музейном собрании представлены единичными экспонатами, так как их комплектование долгие годы было случайным. Диапазон их исполнительской культуры достаточно широк: от высокотехничных образцов академизма до поражающих авторским «самомыслием» экзальтированных образов примитива (Каталог №№2–6).

Целенаправленно с первых экспедиций музея по краю (середина 60-х годов) в ГХМАК велось комплектование старообрядческой иконы. Из-за бесправного социального положения, не имея возможности развивать иконописный промысел, старообрядцы вплоть до второй половины XIX века довольствовались привозными иконами из России и с Урала. Чаще всего это были высокотехничные канонические иконы (Каталог №50,51).

В середине XIX века на месте закрывшегося Сузунского медеплавильного завода возникает иконописный промысел, в котором традиции народного крестьянского искусства соединились с верностью православному канону. По мнению Н.Г. Велижаниной, там работало не менее 10 мастеров (см. в кн.: Сибирская икона, с.199). В Каталоге сузунские иконы сгруппированы по принципу стилистической близости (Каталог №№7–18).

К сузунским памятникам примыкают "темновидные" иконы с характерной трактовкой личного письма: темная карнация ликов контрастирует с белильной прорисовкой глаз, носа, губ (Каталог №№19–21).

Самая большая и цельная коллекция икон в ГХМАК представляет творчество старообрядческого иконописца из села Залесово В.Ф. Балыкина (1860–после 1932 года). Живший достаточно изолированно от близкой ему по духу религиозно-художественной среды, он, тем не менее, проявлял незаурядную духовную чуткость в вопросах иконописания. Ему чужды откровенные проявления крестьянского художественного мышления («краснушки», «чернушки», одежды с цветочками и кружочками, как на иконах его ближайшего соседа и ровесника замечательного сузунского мастера И.В. Крестьянникова).

В наследии Балыкина четко прослеживаются две разноуровневые группы икон. Одна из них максимально приближена к строгому каноническому письму и выполнялась по заказам окрестных жителей и старообрядческих общин (Каталог №№27–34). Другая – сугубо рыночная продукция, отмеченная всеми качествами расхожей иконы – упрощенным приблизительным рисунком, огрубленными приемами написания личного (Каталог №№38–49).

В целом для икон Балыкина характерны: охристый левкас, грубовато обработанная оборотная сторона доски, только тыльные шпонки, отсутствие ковчега, на месте лузги – от одной до трех линий цветной отводки, иногда четкая графья заменяет ассист и пробела, опись тонкими белильными и черными линиями лика, волос и одежд святых, насыщенные красные, синие, контрастные белые и черные сочетания цветов.

Собрание сибирской иконы в Государственном художественном музее Алтайского края не является завершенным. В последние годы открылось творчество еще нескольких мастеров, ранее известных либо по архивным материалам, либо из устных источников.

Кроме того, в Каталог не вошли сибирские иконы, находящиеся на реставрации в г. Томске. Все это позволит в будущем расширить данный раздел и, возможно, привлечь иконы из частных коллекций в качестве архивного приложения.

Первые крепости будущего Алтайского горного округа возникли в самом начале XVIII века в качестве защиты северо-восточных крепостей – Томской и Кузнецкой от воинственной Джунгарии. В 1756 году после истребительной в отношении алтайских племен джунгаро-китайской войны началось добровольное вхождение Горного Алтая в состав России. Самые первые русские поселения в горах, образованные беглыми мастеровыми и раскольниками, возникли лишь в конце XVIII века. Существовавший с 1747 года Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 году переименован в Алтайский горный округ. На рубеже XVIII–XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, Республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеровской и Восточно-Казахстанской областей.

 
Форум » Знаменитые земляки » Художники » Викула Фёдорович Балыкин (иконописец)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz